Просто о сложном, интересно о простом

VR и AR: будущее уже почти наступило, а мы как-то не заметили

03/09/2018
Технологическая утопия где-то рядом. Мы вернулись в прошлое, подытожили настоящее и немного заглянули в будущее виртуальной и дополненной реальностей.

Помните толпы людей со смартфонами, бегающими по всему городу в поисках новых покемонов? Лето 2016 года стало одним из поворотных моментов в истории технологического прогресса. Именно тогда «Pokemon go» превратила утопию в бытовую реальность. Сегодня мы уже не удивляемся, когда дополненная реальность применяется на 200 и 2000-рублевых купюрах.

Или виртуальная реальность, технологию которой ученые начали разрабатывать еще в середине 1960-х годов. Представьте, что ощутили бы эти ученые, когда узнали, что в 2018 году люди будут отворачиваться и скромно проходить мимо прилавков с VR-шлемами и аттракционами. Да эти ученые сошли бы с ума даже от того факта, что эти шлемы и аттракционы просто стоят в торговых центрах посреди столиков с остатками крылышек KFC и грязными подносами из Макдональдса.
tomsguide.com

Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR)

Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR)

Согласно Википедии, первые VR-технологии появились уже в 1962. Сначала был фильм с запахами, ветром и шумом мегаполиса, а потом уже полноценный шлем с изображениями из компьютера. Массово человечество начало разбавлять жизнь прототипом виртуальной реальности с появлением первых игр на консолях и ПК. Здесь можно вспомнить Doom, действие в котором происходит от первого лица. Позже появились игры с открытым миром вроде GTA, где игрок мог свободно взаимодействовать с вымышленными миром. Затем цивилизация переместилась в ролевые многопользовательские онлайн-игры — Lineage II и World of Warcraft, где весь игровой процесс строится на общении с другими игроками на территории вымышленного киберпространства. Потом песочница Minecraft, в который уже играют со шлемами на голове.

На сегодня у человечества есть все ингредиенты для воплощения утопии шестидесятых в жизнь. Самую популярную версию этой утопии недавно экранизировал Стивен Спилберг в фильме «Первому игроку приготовиться». Там вымышленная вселенная полностью заменила реальный мир и его проблемы, а целью существования людей была покупка лучшего оборудования для игры и достижение виртуальных успехов. Действительно, купить сегодня шлем и перчатки — не проблема, а калибровка всего этого под вашего персонажа в WoW — дело времени, нужно просто дождаться очередного патча.
VR уже доступен любому кошельку: от самодельных гугловских коробок до дорогих монолитных шлемов, перчаток и пультов
Однако VR-технология может не только развлекать. Например, её используют в подготовке пилотов и солдат. В медицине VR используют как для восстановления пациентов после физических или духовных заболеваний, так и для тренировки начинающих врачей — хирургов, стоматологов и так далее. Школьники и учителя при желании могут не ходить на уроки, а коллективно надевать очки в назначенное время и оказаться на уроке, не потеряв при этом социального взаимодействия. А VR-видео наполнили различные сайты с пометкой «18+».

Утопия в этом случае — полный отказ человека от физического передвижения и замена реальной жизни альтернативной реальностью. Почти как и с игрой, но только вместо персонажа — сам человек, и живет он не среди эльфов с гномами, а в параллельной вселенной. Захотел — оказался на вершине Эвереста, захотел — стал мужем Анджелины Джоли или женой Людовика XVI. Или так: проснулся холодным декабрьским утром в Омске, надел очки и оказался на берегу Мадагаскара, поплавал, размял мышцы. Затем переместился в виртуальный Омск, чтобы сходить в виртуальный магазин и заказать себе реальной еды в реальный дом. Потом билет на виртуальный личный самолёт до Голливуда с десятью прекрасными стюардессами.

Звучит это всё заманчиво и пугающе одновременно. Так или иначе, но жизнь более чем половины населения Земли уже и так сильно зависит от виртуальных средств коммуникации. Этот факт наводит на мысль, что мы уверенно шагаем в мир, где фильм «Первому игроку приготовиться» станет не утопией, а документалкой.
mirf.ru

Дополненная реальность (augmented reality, AR)

Дополненная реальность (augmented reality, AR)

С философской точки зрения дополненной реальностью можно было бы считать и профили в социальных сетях. Они дополняют, а иногда даже формируют образ человека, которого вы знаете лично. Однако с технологической точки зрения дополненная реальность это когда реальные объекты взаимодействуют с виртуальными в реальном времени. Обычно это происходит на экране.

Если вы видели футбол, то наверняка помните, как в моменты офсайда на газоне вдруг появляется линия для более точного судейского решения. Вот она — дополненная реальность, которую мы уже не замечаем. Или тот же Pokemon Go, когда 2 августа проходишь мимо фонтана и пытаешься поймать Чермандера среди роты весёлых мужчин в тельняшках. Или приложения на телефон, когда наводишь камеру на Оперный Театр и быстро получаешь по нему историческую справку на нужном языке.
imore.com
В случае дополненной реальности, утопия — это очки или любые другие приспособления, через которые мы смотрим на мир. Из недавнего можно вспомнить фильм про агентов Kingsman, для которых очки становились ещё одним органом чувств — через них можно общаться, видеть мир с дополнительной информацией или образы людей, которые не могут находиться рядом физически. Да, больше похоже на спиритический сеанс. А терминатора помните? Все ведь хотели подобную насадку на глаз или какой-нибудь чип прямо в мозг. В общем всё, лишь бы не таскаться с телефоном, и передать хотя бы его функции и возможности человеческому организму или более удобному аксессуару от Гуччи. Вот куда может завести нас наука.

AR, в отличие от VR-приспособлений, нельзя просто купить в первом попавшемся магазине электроники. Большая часть AR — это бренды и стартапы, которые пока не зашли на массовый рынок. Очки можно найти для кого угодно: для велосипедистов, для пользователей дронов, для автомехаников или для врачей. Средняя цена — около 1 500 долларов. И не все доступны в России и для русскоговорящих.

Но очков, чтобы можно было и в Инстаграме посидеть, и в игры поиграть, и в Фэйстайме пообщаться, и поработать если что — таких в использовании пока нет. Есть прототипы, есть разработки, но все они слишком громоздкие и больше похожи на VR-шлем, чем на привычные очки.

Не революция, а эволюция

Не революция, а эволюция

То, о чём мы мечтали в детстве, уже постепенно появляется в жизни людей. Но это не вызывают массового триумфального восторга. Поэтому нам кажется, что они не производят революцию, а лишь пытаются переизобрести колесо. Но посмотрите, как эволюция интернета постепенно изменила нашу жизнь. То, что происходит сейчас, 10 лет назад казалось фантастикой. И вполне возможно, что вы вспомните эти строчки, когда в 2028 году будете оплачивать интернет через VR-шлем с разрешением в 16к пикселей, выращивая кентавров где-нибудь на одном из колец Сатурна.
Автор: Артём Старостин
Понравилась статья? Поделись с другом!